Перейти к содержанию Руководства пользователя

2-3.00.00. Типовые хозяйственные операции

Бухучёт → Операции

Общие положения

Типовые операции предназначены для автоматизации ввода в базу данных ПК описаний повторяющихся хозяйственных ситуаций, представляют собой шаблоны (типовые сценарии) формирования бухгалтерских записей.

Для создания списков типовых операций и описания каждой из них служит Справочник «Типовые хозяйственные операции по первичным документам», который состоит из классификатора первичных документов Системы, секции для формирования списка операций с выбранным документом и табличной секции описания бухгалтерской проводки (/проводок) по отмеченной операции (рис. 1).

Рис. 3-1
Рис. 1

При описании проводок предлагается также использовать сервис автовычисления суммы той или иной проводки выбором формулы расчёта, например, при определении суммы НДС от вводимой в форму приходной накладной цены покупки.

Внимание Классификатор первичных документов Системы в справочнике «Типовые хозяйственные операции...» настроен Разработчиком, является не редактируемым.

Таким образом, в ПК наложен запрет как на создание пользователем нового узла классификатора первичных документов, так и на изменение их наименований.

Однако, за некоторым исключением, открыта возможность актуализировать список операций по тому или иному первичному документу: также доступно создание и редактирование бухгалтерских проводок по любой операции списка.

Информация При настройке операций можно воспользоваться Справочником «Корректные корреспонденции» (см. далее).

Запрещённые к редактированию наименования операций

Пример операций, наименования которых не могут быть изменены, представлен на рис. 2:

Рис. 3-2
Рис. 2

Можно заметить, что в данном случае из всех пиктограмм на панели инструментов окна рис.2 активна (доступна) только одна — Редактировать Редактировать (здесь имеется в виду «редактировать бухгалтерские настройки»).

Операции, которым Разработчиком присвоен статус запрета на редактирование их наименования, могут быть изменены не только в части проводок, но и в части дополнительных условий их отображения в интерфейсе — опция «Не показывать в списках выбора» (рис. 3).

Рис. 3-3
Рис. 3

Описание бухгалтерских записей

При поставке ПК ряд типовых операций настроен Разработчиком также и в части бухгалтерских проводок. Однако пользователь, после уточнения Плана счетов или по иным причинам может эти проводки изменить.

Переход к форме редактирования бухгалтерских проводок и дополнительных параметров операции может быть произведён тремя стандартными в Системе способами:

  1. в таблице «Операции по документу» формы «Типовые операции...» (рис. 2 выше) позиционировать курсор на нужной строке с наименованием операции и произвести затем двойной левый клик;
  2. в таблице «Операции по документу» позиционировать курсор на нужной строке и нажать кнопку-пиктограмму Редактировать Редактировать;
  3. выбрать соответствующую опцию из меню «Действия».

Во всплывающем окне «Операции по документу» поле «Наименование операции» может быть недоступно для редактирования (рис. 4: «Проезд»).

Рис. 3-4
Рис. 4

Содержание закладки «Проводки» иллюстрируется рис. 5.

Рис. 3-5
Рис. 5

Переход к форме редактирования той или иной записи может быть произведён двойным кликом по строке с описанием проводки.

Если проводки уже были предварительно настроены, но их необходимо скорректировать, при попытке сохранения результатов их редактирования Система сделает запрос рис. 6.

Рис. 3-6
Рис. 6

Если при настройке Системы (Настройки и Сервис → Сведения об организации → Налогообложение) был выбран упрощённый режим налогообложения (УСН), в форме «Операции по документу» будет присутствовать ещё одна закладка — рис. 7, — на которой регулируется порядок записи данных расходов в Книгу учёта доходов и расходов (КУДиР).

Рис. 3-7
Рис. 7

Добавление проводки. Формула расчёта её суммы. Списание по средней себестоимости

Описание новой бухгалтерской записи (пример формы — рис. 8) производится после исполнения Системой команды Добавить Добавить на закладке «Проводки» (см. рис. 4 выше).

Настройка автоматического расчёта суммы проводки типовой операции в ПК Налогоплательщиик ПРО, рис. 3-8
Рис. 8

Выбор корреспондирующих счетов производится из Плана счетов, который выводится в интерфейс после нажатия кнопки Три точки Выбор из справочника, либо (после отметки соответствующей радиокнопки) выбором опции меню, настроенного по Группам товарной номенклатуры или же услуг (БухУчет → Справочники → Счета номенклатуры / Счета услуг).

Если на выбранных счетах был организован аналитический учёт, названия аналитик будут автоматически отображены в форме. При этом, из соответствующих справочников можно дополнительно выбрать значения аналитик по умолчанию.

В зависимости от выбранной корреспонденции счетов для заполнения поля «Формула расчёта суммы проводки» список возможных алгоритмов может быть различен. Например, это может быть список из 4-х алгоритмов: «Сумма» / «Сумма НДС» / «Сумма + СуммаНДС» / «Сумма — СуммаНДС» etc.

В частности, если будет выбрана опция «Сумма − СуммаНДС», то при формировании в типовой операции записи этой проводки её сумма будет автоматически рассчитана Системой как сумма документа за минусом суммы НДС, исчисленной по указанной в документе ставке.

Также и в типовых проводках документов по движению ТМЦ имеется возможность указания процента от суммы проводки (например, для расчёта суммы торговой наценки).

Информация     В типовых операциях документов списания или реализации ТМЦ (накладные, УПД, требования) можно вести в поле формулы расчёта суммы проводки значение «По средней себестоимости». Расчёт производится автоматически.

Создание новых операций

Для некоторых первичных документов список операций изначально не настроен, для иных документов предприятия составленный Разработчиком их перечень может оказаться недостаточным.

Рассмотрим порядок формирования новой операции, с помощью которой в бухгалтерском учёте может быть оформлено перемещение товаров с Распределительного склада.

В поле навигации справочника отметим курсором узел «Перемещение ТМЦ» (рис. 9) и произведём клик пиктограммы Добавить Добавить.

Рис. 3-9
Рис. 9

Во всплывающем окне рис. 10 заполним сначала поле «Наименование операции».

Рис. 3-10
Рис. 10

Затем на закладку «Проводки» вносится описание бухгалтерской записи по уже известным правилам.

Рис. 3-11
Рис. 11

Результат — появление новой записи в списке операций, рис. 12.

Рис. 3-12
Рис. 12

Особенности авторасчёта различных видов доходов и их отражение в бухгалтерском учёте

В навигаторе формы «Типовые операции» разработчиком предустановлены и настроены только две типовые операции по начислению зарплаты и взносов с ФОТ в предположении что все виды доходов при расчёте с персоналом будут учитываться на предприятии при одном единственном расчёте в конце месяца, которые будут попадать в одну ведомость и описываться бухгалтерскими проводками единообразно.

Внимание Донастройка (/редактирование) типовых операций по описанию расчётов с персоналом по полученным доходам — прерогатива пользователя, использующего свой Рабочий план счетов, Учётную политику и учитывающего особенности практики делового оборота на своём предприятии.

Предварительно, в форме «Типовые… операции» предустановленный разработчиком список расширяется с использованием дополнительной секции с флаговыми полями (рис. 13), которая вызывается кликом иконки режима «Редактирование» в форме «Операции по документу»:

Рис. 3-14
Рис. 13

По выбранному из списка значению поля «Формула расчёта суммы проводки» Система по соответствующему алгоритму будет включать в расчёт все начисления по заработной плате (/проводить начисления в соцфонды), кроме тех, которые будут отмечены галками во флаговых полях.

Отмеченные начисления (установить флажок двойным кликом или клавишей «Пробел» в положение «Вкл»), которые пользователем определены как начисляемые вне общего порядка (например, расчёты по б/листу, отпускным, дивидендам etc.), в обязательном порядке описываются затем отдельно: в форму «Типовые… операции» должны быть внесены соответствующие видам дохода строки в поле «Наименование операции», выбран алгоритм расчёта, а также описано бухгалтерское сопровождение. В противном случае Система не будет работать корректно.

Забалансовый учёт и произвольные проводки (Бухгалтерская справка)

При проектировании типовых операций с участием счетов забалансового учёта ПК обеспечивает настройку отнесения сумм проводки либо только в дебет забалансового счёта, либо в его кредит. Порядок формирования записи идентичен порядку формирования записи с участием балансовых счетов.

Для ввода в Систему бухгалтерских записей, по которым нецелесообразно создавать типовые шаблоны, служит сервис «Бухгалтерская справка», позволяющий формировать произвольные проводки.
Этот сервис запускается из меню "Операции" модуля БухУчёт.

Последовательность действий по вводу в БД произвольной проводки проиллюстрирована на рис. 14:

Рис. 3-13
Рис. 14