Перейти к содержанию Руководства пользователя

2-3.00.00. Типовые хозяйственные операции

Бухучёт → Операции

Общие положения

Типовые операции предназначены для автоматизации ввода в базу данных ПК описаний повторяющихся хозяйственных ситуаций, представляют собой шаблоны (типовые сценарии) формирования бухгалтерских записей.

Для создания списков типовых операций и описания каждой из них служит Справочник «Типовые хозяйственные операции по первичным документам», который состоит из классификатора первичных документов Системы, секции для формирования списка операций с выбранным документом и табличной секции описания бухгалтерской проводки (/проводок) по отмеченной операции (рис. 1).

Рис. 3-1
Рис. 1

При описании проводок предлагается также использовать сервис автовычисления суммы той или иной проводки выбором формулы расчёта, например, при определении суммы НДС от вводимой в форму приходной накладной цены покупки.

Внимание Классификатор первичных документов Системы в справочнике «Типовые хозяйственные операции...» настроен Разработчиком, является не редактируемым.

Таким образом, в ПК наложен запрет как на создание пользователем нового узла классификатора первичных документов, так и на изменение их наименований.

Однако, за некоторым исключением, открыта возможность актуализировать список операций по тому или иному первичному документу: также доступно создание и редактирование бухгалтерских проводок по любой операции списка.

Информация При настройке операций можно воспользоваться Справочником «Корректные корреспонденции» (см. далее).

Запрещённые к редактированию наименования операций

Пример операций, наименования которых не могут быть изменены, представлен на рис. 2:

Рис. 3-2
Рис. 2

Можно заметить, что в данном случае из всех пиктограмм на панели инструментов окна рис.2 активна (доступна) только одна — Редактировать Редактировать (здесь имеется в виду «редактировать бухгалтерские настройки»).

Операции, которым Разработчиком присвоен статус запрета на редактирование их наименования, могут быть изменены не только в части проводок, но и в части дополнительных условий их отображения в интерфейсе — опция «Не показывать в списках выбора» (рис. 3).

Рис. 3-3
Рис. 3

Описание бухгалтерских записей

При поставке ПК ряд типовых операций настроен Разработчиком также и в части бухгалтерских проводок. Однако пользователь, после уточнения Плана счетов или по иным причинам может эти проводки изменить.

Переход к форме редактирования бухгалтерских проводок и дополнительных параметров операции может быть произведён тремя стандартными в Системе способами:

  1. в таблице «Операции по документу» формы «Типовые операции...» (рис. 2 выше) позиционировать курсор на нужной строке с наименованием операции и произвести затем двойной левый клик;
  2. в таблице «Операции по документу» позиционировать курсор на нужной строке и нажать кнопку-пиктограмму Редактировать Редактировать;
  3. выбрать соответствующую опцию из меню «Действия».

Во всплывающем окне «Операции по документу» поле «Наименование операции» может быть недоступно для редактирования (рис. 4: «Проезд»).

Рис. 3-4
Рис. 4

Содержание закладки «Проводки» иллюстрируется рис. 5.

Рис. 3-5
Рис. 5

Переход к форме редактирования той или иной записи может быть произведён двойным кликом по строке с описанием проводки.

Если проводки уже были предварительно настроены, но их необходимо скорректировать, при попытке сохранения результатов их редактирования Система сделает запрос рис. 6.

Рис. 3-6
Рис. 6

Если при настройке Системы (Настройки и Сервис → Сведения об организации → Налогообложение) был выбран упрощённый режим налогообложения (УСН), в форме «Операции по документу» будет присутствовать ещё одна закладка — рис. 7, — на которой регулируется порядок записи данных расходов в Книгу учёта доходов и расходов (КУДиР).

Рис. 3-7
Рис. 7

Добавление проводки. Формула расчёта её суммы

Описание новой бухгалтерской записи (пример формы — рис. 8) производится после исполнения Системой команды Добавить Добавить на закладке «Проводки» (см. рис. 4 выше).

Рис. 3-8
Рис. 8

Выбор корреспондирующих счетов производится из Плана счетов, который выводится в интерфейс после нажатия кнопки Три точки Выбор из справочника, либо (после отметки соответствующей радиокнопки) выбором опции меню, настроенного по Группам товарной номенклатуры или же услуг (БухУчет → Справочники → Счета номенклатуры / Счета услуг).

Если на выбранных счетах был организован аналитический учёт, названия аналитик будут автоматически отображены в форме. При этом, из соответствующих справочников можно дополнительно выбрать значения аналитик по умолчанию.

В зависимости от выбранной корреспонденции счетов для заполнения поля «Формула расчёта суммы проводки» список возможных алгоритмов может быть различен. Например, это может быть список из 4-х алгоритмов: «Сумма» / «Сумма НДС» / «Сумма + СуммаНДС» / «Сумма — СуммаНДС» etc.

В частности, если будет выбрана опция «Сумма − СуммаНДС», то при формировании в типовой операции записи этой проводки её сумма будет автоматически рассчитана Системой как сумма документа за минусом суммы НДС, исчисленной по указанной в документе ставке.

Создание новых операций

Для некоторых первичных документов список операций изначально не настроен, для иных документов предприятия составленный Разработчиком их перечень может оказаться недостаточным.

Рассмотрим порядок формирования новой операции, с помощью которой в бухгалтерском учёте может быть оформлено перемещение товаров с Распределительного склада.

В поле навигации справочника отметим курсором узел «Перемещение ТМЦ» (рис. 9) и произведём клик пиктограммы Добавить Добавить.

Рис. 3-9
Рис. 9

Во всплывающем окне рис. 10 заполним сначала поле «Наименование операции».

Рис. 3-10
Рис. 10

Затем на закладку «Проводки» вносится описание бухгалтерской записи по уже известным правилам.

Рис. 3-11
Рис. 11

Результат — появление новой записи в списке операций, рис. 12.

Рис. 3-12
Рис. 12

Особенности авторасчёта различных видов доходов и их отражение в бухгалтерском учёте

В навигаторе формы «Типовые операции» разработчиком предустановлены и настроены только две типовые операции по начислению зарплаты и взносов с ФОТ в предположении что все виды доходов при расчёте с персоналом будут учитываться на предприятии при одном единственном расчёте в конце месяца, которые будут попадать в одну ведомость и описываться бухгалтерскими проводками единообразно.

Внимание Донастройка (/редактирование) типовых операций по описанию расчётов с персоналом по полученным доходам — прерогатива пользователя, использующего свой Рабочий план счетов, Учётную политику и учитывающего особенности практики делового оборота на своём предприятии.

Предварительно, в форме «Типовые… операции» предустановленный разработчиком список расширяется с использованием дополнительной секции с флаговыми полями (рис. 13), которая вызывается кликом иконки режима «Редактирование» в форме «Операции по документу»:

Рис. 3-14
Рис. 13

По выбранному из списка значению поля «Формула расчёта суммы проводки» Система по соответствующему алгоритму будет включать в расчёт все начисления по заработной плате (/проводить начисления в соцфонды), кроме тех, которые будут отмечены галками во флаговых полях.

Отмеченные начисления (установить флажок двойным кликом или клавишей «Пробел» в положение «Вкл»), которые пользователем определены как начисляемые вне общего порядка (например, расчёты по б/листу, отпускным, дивидендам etc.), в обязательном порядке описываются затем отдельно: в форму «Типовые… операции» должны быть внесены соответствующие видам дохода строки в поле «Наименование операции», выбран алгоритм расчёта, а также описано бухгалтерское сопровождение. В противном случае Система не будет работать корректно.

Забалансовый учёт и произвольные проводки (Бухгалтерская справка)

При проектировании типовых операций с участием счетов забалансового учёта ПК обеспечивает настройку отнесения сумм проводки либо только в дебет забалансового счёта, либо в его кредит. Порядок формирования записи идентичен порядку формирования записи с участием балансовых счетов.

Для ввода в Систему бухгалтерских записей, по которым нецелесообразно создавать типовые шаблоны, служит сервис «Бухгалтерская справка», позволяющий формировать произвольные проводки.
Этот сервис запускается из меню "Операции" модуля БухУчёт.

Последовательность действий по вводу в БД произвольной проводки проиллюстрирована на рис. 14:

Рис. 3-13
Рис. 14