4-5.01.00. Учёт основных средств и НМА

БухУчёт → Основные Средства / Нематериальные активы

Объекты основных средств

Функционал является реестром объектов ОС, в поле навигации узлы представляют собой наименования амортизационных групп — рис. 1.

Рис. 5-1
Рис. 1

К соответствующим узлам классификатора привязываются объекты собственного имущества предприятия, подпадающие под требования ст. 256 НК РФ (на 2014 год — имеющие срок полезного использования более 12 месяцев и первоначальную стоимость более 40 000 рублей).
Каждой позиции ОС присваивается инвентарный номер (обязательное для заполнения поле), определяются и иные характеристики объекта. Ввод этой информации производится на закладке «Основные сведения» формы «Объект ОС» — рис. 2.

В дальнейшем, после двойного клика по позиции ОС в справочнике «Объекты основных средств» (рис. 1) на закладке «История изменения состояния объекта» формы «Объект ОС» (рис. 2) выводится информация о вводе объекта в эксплуатацию, о его перемещении, о начислении амортизации ect. При этом каждый раз автоматически подсчитывается и отображается по строке его остаточная стоимость.

Рис. 5-2
Рис. 2

Порядок ведения аналитического учёта

Настройками формы (рис. 3) определяется порядок ведения учёта ОС.

Рис. 5-3
Рис. 3

Изначально в Плане счетов синтетические регистры учёта объектов ОС и их амортизации (счета 01 и 02) не имеют аналитического учёта. Это состояние в форме «Порядок ведения аналитического учёта...» (рис. 3) отображается активным переключателем «Сводно по всем объектам...» При таком режиме в момент автоначисления амортизации количество проводок Дт (Счёт затрат) Кт 02 будет ровно столько, сколько в Учётной политике предприятия предусмотрено счетов затрат для отнесения на них сумм амортизации тех или иных видов ОС.

Если, к примеру, предполагается относить суммы амортизации на один счёт по всем объектам ОС (например, в Дт 44), то проводка с отражением отнесения амортизации на себестоимость продукции (работ или услуг) будет каждый месяц единственной. При этом в отчётных формах будет производиться группировка объектов ОС по местам их использования.

При отметке переключателя «По каждому объекту» Система автоматически организует в Плане счетов (БухУчет → Справочники → План счетов) аналитический учёт — рис. 4

Рис. 5-4
Рис. 4

При этом начисление амортизации и формирование бухгалтерских записей будет производиться Системой по каждому объекту ОС. Иначе говоря, если в учёте числится 156 объектов ОС, то каждый месяц при начислении амортизации в базе данных будет сохраняться 156 проводок Дт (Счёт затрат) / Кт 02. Столько же будет и проводок, отражающих момент ввода ОС в эксплуатацию: Дт 01 / Кт 08.

Внимание Изменить порядок ведения аналитического учёта можно в любой момент времени.

При изменении порядка ведения аналитического учёта необходимо отметить флаговое поле «Перепровести первичные документы по учёту» (рис. 3), после чего нажать кнопку Установить. Если при этом осуществляется возврат к режиму «Сводно по всем объектам...» Система автоматически удалит из Плана счетов аналитики по счетам 01 и 02, после чего также автоматически перепроведёт в БД все бухгалтерские записи с участием этих счетов.

Если предприятие начинает использовать ПК «Налогоплательщик ПРО» с первого дня своей деятельности, флаговое поле «Сформировать начальное сальдо по Дт 01 и Кт 02 в регистре «Начальные остатки» отмечать не надо.

В том же случае, когда к моменту начала эксплуатации ПК «Налогоплательщик ПРО» объекты ОС уже числились в бухгалтерском учёте, необходимо это флаговое поле отметить, после чего перейти к заполнению инвентарной книги «Ввод начальных остатков по ОС»

Информация Пользователям ПК «Налогоплательщик» (то есть версии ПК ранее 2014 года), которые вели учёт ОС оформлением произвольных бухгалтерских записей, необходимо выбрать из внутренних отчётов Системы необходимую для автоматизированного учёта ОС информацию и внести её в поля формы «Ввод начальных остатков по основным средствам»
Затем необходимо проверить отсутствие дублирующих записей и сумм.

Ввод начальных остатков

Дата ввода начальных остатков — это, как правило, первый день месяца — рис. 5.

Рис. 5-5
Рис. 5

Кликом кнопки Добавить вызывается форма «Ввод начальных остатков» (рис. 6).

Рис. 5-6
Рис. 6

При выборе объекта ОС в одноименном поле содержание закладки «Справочно» заполняется автоматически данными, внесёнными ранее в реестре ОС в форме «Объекты основных средств». Однако недостающие сведения могут быть оперативно дополнены непосредственно в форме «Ввод начальных остатков...» с автосохранением в карточке объекта.

Внимание Следует внимательно отнестись к заполнению полей «Сумма накопленной амортизации» и «Оставшийся срок полезного использования»

Пример

Пусть начальная стоимость объекта была 45 тыс. рублей с определённым сроком полезного использования в 61 месяц. Тогда сумма амортизации составит 737,70 рублей ежемесячно.

Соответственно, уже начисленная к моменту начала эксплуатации ПК «Налогоплательщик ПРО» сумма амортизации в 29508,20 руб. будет соответствовать 40 месяцам эксплуатации. Следовательно, в поле «Оставшийся срок эксплуатации» следует внести число 21= (61 − 40).

Если в поле «Оставшийся срок эксплуатации» будет внесено иное значение, то исчисленная в секции «Справочно» ежемесячная сумма амортизации и будет учитываться Системой ежемесячно для данного объекта ОС. Если в примере рис. 6 проставить оставшийся срок в 10 месяцев, сумма ежемесячной амортизации по данному объекту возрастёт с 737,70 до 1549,18 руб./мес. Что не будет соответствовать требованиям НК РФ к методике начисления амортизации линейным способом.

На закладке «Место эксплуатации» заполняются два поля: «Подразделение» и «МОЛ» При этом в качестве подразделения может быть выбран и склад.

Информация на закладке «График амортизации» приводится справочно: на ней отображается график погашения первоначальной (/остаточной) стоимости объекта ОС через отнесение сумм амортизации на издержки производства.

В журнале «Ввод начальных остатков» (рис. 7) будет содержаться реестр всех объектов ОС, как ранее введённых в эксплуатацию, так и находящихся на консервации к началу эксплуатации ПК «Налогоплательщик ПРО»

Рис. 5-7
Рис. 7

Поступление, перемещение, изменение состояния и выбытие ОС

Порядок документального оформления поступления, перемещения, изменения состояния и выбытия объектов основных средств схож. В данном пункте Руководства рассматривается порядок документирования поступления объекта ОС (БухУчет → Основные средства → Поступление объектов ОС).

В форме «Поступление объекта основных средств» (рис. 8) производится оформление ввода объекта в эксплуатацию.

В заголовке формы выбирается типовая операция «Ввод в эксплуатацию», а в поле «Объект ОС» — позиция из реестра «Объекты основных средств», который можно дополнительной новой позицией ОС непосредственно из формы.

Рис. 5-8
Рис. 8

В том случае, если объекты были учтены ранее во внеоборотных активах (в прежних версиях ПК), выбирается позиция в поле «Внеоб. актив»

Введённые в эксплуатацию позиции ОС отображаются в журнале — рис. 9.

Рис. 5-9
Рис. 9

Амортизация ОС


Информация В ПК «Налогоплательщик ПРО» используется только линейный способ начисления амортизации.

Начисление амортизации производится автоматически в одноименной форме (рис. 10).

Рис. 5-10
Рис. 10

Для формирования бухгалтерскуих записей достаточно заполнить поле «Номер (документа)», выбрать период начисления и нажать затем на кнопку Сформировать проводки.

После расчёта сумм амортизации, возможно, потребуется дооформить проводки, указав статью затрат, если на счете затрат был организован соответствующий аналитический учет. Как правило, выбирается аналитика «Амортизация»
Результат следует сохранить в БД нажатием одноименной кнопки.

Записи сохраняются в журнале «Начисление амортизации...» (рис. 11), могут быть отредактированы или удалены. В нижней секции этого журнала отображаются суммы начисленной амортизации по каждому объекту ОС.

Рис. 5-11
Рис. 11

Ведомости

В разделе «Основные средства» представлены три внутренних отчёта в форме ведомостей:
  1) начисления объектов ОС (инвентарная книга);
  2) оборотно-сальдовой по объектам ОС;
  3) начисления амортизации по объектам ОС.

Ведомость 1) формируется только по состоянию на первое число месяца. Выбор даты отчёта производится из списка, который расположен в правом верхнем углу формы. Данный отчёт содержит все основные данные по каждой позиции ОС на начало выбранной даты.

Ведомость 2) по каждой позиции ОС содержит информацию о степени износа, справочные данные за период, который установлен в стандартном фильтре формы.

В «Ведомости начисления амортизации по объектам ОС» отображаются суммы амортизации, отнесённые на себестоимость продукции (работ или услуг) по состоянию на конец периода, установленного в фильтре формы. Если фильтр настроен на год, выводятся данные либо по каждой позиции ОС по-месячно (Вариант 1), либо по каждому месяцу начисленные суммы амортизации по всем позициям ОС (Вариант 2).

Обеспечена печать авто-формируемых ведомостей.

Журнал документов

В данном журнале ведётся учёт всех хозяйственных операций по движению объектов ОС и начислению амортизации — рис. 12.

По команде Добавить непосредственно из данной формы возможно создание документов:

Нематериальыные активы

Бухучёт → Нематериальные активы

Порядок учёта и амортизации нематериальных активов (НМА) полностью идентичен учёту ОС.

Единственно необходимо помнить о предварительном создании группы НМА в справочнике «Нематериальные активы» (Бухучёт → Нематериальные активы → Объекты нематериальных активов), рис. 12, а также об иной настройке типовых бухгалтерских операций.

Рис. 5-15
Рис. 12
Информация В качестве классификатора ПО и БД удобно использовать список из Приказа Минкомсвязи «Об утверждении классификатора программ для электронных вычислительных машин и баз данных»
Налогоплательщик ПРО, от 07-12-2015